СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

 

      На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования.

      Основными видами одаренности считались: интеллектуальная и творческая. Существенные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества.

      В настоящее время наблюдается повышенный интерес к теме одаренности, к проблемам обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

      В современном мире одаренность – это способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.

      Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.

      Но надо помнить, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

      Одаренность ребенка, как правило, родители замечают первыми, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует определенного стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему.

      Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Но бывает и так, что родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным.

      Как правило, это объясняется тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений.

      Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком – таким, как все».

      Пытаясь понять родительские переживания и дать на них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным?

       Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать.

      Открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стесняет живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

      С течением времени меняется мир, а вместе с ним и взаимоотношения всех социальных институтов.

      Современная образовательная программа провозгласила родителей субъектами образовательного процесса: на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.

      Но эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное учреждение и семья. Поэтому в основе сотруднического взаимодействия семьи и детского сада должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения, определяет задачу совместных усилий воспитателя и семьи, которую можно решать разными средствами.

      Ведущие цели взаимодействия с семьей одаренного ребенка – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников.

      Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение со стороны старших не только в ДОО, но и дома. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности.

      Организация работы с родителями одаренных детей в дошкольной образовательной организации включает в себя систему совместных мероприятий с родителями и детьми.

       С целью создания ребенку и его семье комфортных условий для развития творческого и познавательного потенциала, определены следующие цели:

          ·сформировать позитивный опыт семейного воспитания.

          ·повысить уровень комфортности детей и взрослых в семье.

          ·организовать разнообразный семейный досуг.

          ·преодолевать затруднения в детско-родительских отношениях.

     Планирование психолого-педагогической деятельности должно быть направлено на решение следующих задач:

          ·посвящение родителей в особенности образовательного процесса;

          ·предупреждение о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

          ·овладение некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

      Организация работы с родителями одаренных детей состоит из четырёх этапов организованной деятельности.

      Каждый этап имеет определенные внутренние и внешние цели, задачи, содержание, предполагаемые формы работы.

 

Первый этап – знакомство с семьей.

    

 На первом этапе организуется деятельность по изучению индивидуальных особенностей каждого ребенка, его способностей, возможностей, склонностей, осмыслению необходимости трансляции родителям положительного образа ребенка. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей определены следующие формы работы с родителями: анкетирование, опросы, беседы, тематические родительские собрания, круглые столы, родительские практикумы.

 

Второй этап – информирование родителей.

     

 Эффективными формами взаимодействия с родителями на втором этапе является следующее: дни открытых дверей, оформление информационных стендов, индивидуальное консультирование, оформление выставок детского творчества, размещение информации на сайте организации.

      Тематические родительские собрания проходят в разной форме: круглые столы, тренинги, практикумы, родительские лаборатории и т.д.

      Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия с семьей, помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.

      Тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

      Педагогические практикумы - родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию.

      Дискуссии – активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;

 

Третий этап – образование родителей.

     

На этом этапе происходит сопровождение по индивидуальному запросу семьи и ознакомление родителей с методами развития творческого потенциала ребенка.

     Здесь актуальными задачами остаются:

        - индивидуальная работа с семьей,

        - дифференцированный подход к семьям одаренных детей,

        - забота о том, чтобы не упустить из поля зрения важные вопросы семьи.

      Результат работы с родителями – рост их педагогической компетентности.

 

Четвертый этап – совместная деятельность родителей и детей.

    

 Для этого этапа характерно эффективное сотрудничество педагогов и родителей в процессе гармоничного развития личности ребенка.

      Важнейшим результатом организации системы работы с родителями одаренных детей является: создание содержательного общения педагогов и родителей, в процессе которого формируется активная позиция родителей в творческом развитии ребенка.

      В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

      Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего ребенок.

      Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

      Будущее, гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети.

Список литературы:

 1. Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. – М.: Прогресс 1991.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.

3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

4. Попова Е.В., Думанова О. В. Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014.

5. Рычкова В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. – 20

Файлы