Формы работы с семьей, направленные на развитие творческой одаренности

Формы работы с семьей, направленные на развитие творческой одаренности

В документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем Победителя с Россией!

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей и личности.  

Одаренность – потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

 Психологи выделяют несколько видов одаренности:

  • академическую (способность к обучению в широком смысле слова)
  • интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое)
  • психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства)
  • художественную
  • социальную (лидерскую).

Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему, обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.

Качества, чаще всего характеризующие одаренных детей:

- неровно успевающий:

- выбивающийся из общего темпа;

- странный в поведении, непонятный;

- занятый своими делами (индивидуалист);

- не умеющий общаться, конфликтный;

- иногда тугодум, не может понять очевидного;

- высказывающий на занятиях нелепые замечания;

- не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Эти проявления в большей мере относятся к творчески одаренным личностям.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети  –  это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

- он очень любознателен;

- любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;

- его речь очень развита, большой словарный запас;

- во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;

- настойчив в достижении поставленной цели;

- у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;

- может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;

- обладает богатой фантазией и воображением;

- рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;

- его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

Обратите внимание родителей на Три закона развития высоких способностей (одаренности):

1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции.

2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности)

3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

 

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в детском саду, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. 

Задача  детского сада – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала. 

Педагог - координатор усилий детей для оптимального развития их способностей, и, прежде всего, координатор стараний заинтересованных родителей этих детей.

ОбычноРабота с родителями ведется  в четырех направлениях:

1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка; 

2. Информационная среда для родителей; 

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей; 

4. Поддержка и поощрение родителей на уровне ДОУ.

 


Рассмотрим данные направления более подробно. 

Психолого-педагогическое сопровождение семьи способного ребенка

По этому направлению  ведется тесная работа педагогов с психологом детского сада. Сопровождение семьи заключается в обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребёнком, установлении и развитии отношений сотрудничества и партнёрства, расширение возможностей понимания одарённого ребёнка. Для эффективности этой работы необходимо проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.

В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно, но прежде всего – это РЕБЕНОК.

Информационная среда для родителей

   Важным моментом работы с одарёнными детьми и их родителями является создание информационной среды, комплексных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей. Для родителей дошкольников может быть разработан цикл родительских собраний «Я и мой ребёнок – поиск взаимопонимания». Для того, чтобы собрания были наиболее эффективными, используются различные формы общения:

- информационно – практические беседы;

- обучающие семинары;

- круглые столы;

- творческие лаборатории родителей;

- обмен мнениями;

- создание различных распечаток, памяток, газеты для родителей;

- проведение различного вида анкетирования, тестирования для выявления интересов, просьб, предложений в работе с родителями.

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей

В настоящее время взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности детского сада и школы.

На сегодняшний день важно то, что во многих дошкольных учреждениях сложилась определённая система в работе с родителями. Использование различных форм работы даёт определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного процесса и помощниками педагогов. Вместе с детьми или курируя их, родители участвуют в различных творческих конкурсах различного уровня по изобразительной деятельности, пению, танцевальному искусству,  в познавательных олимпиадах и  интеллектуальных турнирах, проектной деятельности, спортивных соревнованиях и т.д.

Поддержка и поощрение родителей на уровне ДОУ

Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться. В конце года  рекомендуется проводить совместный  праздник для детей и их родителей, на котором запланировановручению грамот и благодарственных писем родителям за сотрудничество.

Основой взаимоотношений между родителями и детским садом должно стать сотрудничество. А задача родителей –  вырастить своего ребенка счастливым.

В конце своего выступления хочу обратить ваше внимание на два интересных факта:

  1. В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим и детям с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким.
  2. Американский психолог Ф. Вернон писал: «Развитию творческого потенциала не способствует «женское воспитание». Дело в том, что женщина (хочет она этого или нет) играет (пусть и не осознанно) свою древнюю гендерную роль – она хранительница очага, выметающая метлой из дома всех «возмутителей спокойствия». Она осторожна, ригидна, консервативна. Она за устои… и если не разбавить сугубо женское воспитание мужским «авантюризмом», то детям будет передан «женский тип поведения», что превратит их в диванных обывателей, далеких от креатива».

Библиография:

1. Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.—376 с.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

4. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — 181-184с.

5. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие // Учитель в школе. -2008. - No 1. - С. 103 -106.

6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576 с.

http://odardeti.ru/static.php?mode=conceptofgiftedness

http://festival.1september.ru/articles/314951/

http://www.rospsy.ru/files/file/%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20pdf/34.pdf

 

 

 

 

 

 

 

Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить"

(методика А. Де Хана и Г. Кафа).

 

Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с "признаками" талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков.

 

1. У вашего ребёнка совершенно очевидные ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он:

-интересуется самыми разными механизмами и машинами;

-любит конструировать модели, приборы;

-сам находит причины неисправностей механизмов;

-пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных

запчастей;

-любит рисовать чертежи и эскизы;

-интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

 

2. Ваш ребёнок имеет МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он:

-любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её;

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;

-  поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением;

-сочиняет мелодии.

 

3. У вашего ребёнка способности к ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он:

-  обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

-  умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;

-  проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;

-  с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем, коллекций;

- не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового.

 

4. АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он:

- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами;

- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;

- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

- с большим желанием выступает перед аудиторией;

- пластичен и открыт всему новому;

- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

 

5. У вашего ребёнка незаурядный ИНТЕЛЛЕКТ, если он:

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;

- задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

- интересуется книгами;

- обгоняет своих сверстников в знаниях;

- гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

 

6. У ребёнка СПОРТИВНЫЙ талант:

- он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться;

- смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

- почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх;

- неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами;

- лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;

- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

- никогда всерьёз не устаёт;

- у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

 

7. У вашего ребёнка ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он:

- рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

- любит фантазировать или импровизировать;

- изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными;

- любит, уединившись, сочинять рассказы.

 

8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том, что он:

- не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение;

- в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом;

- серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение;

- охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

- любит создавать прикладные вещи - украшения для дома, одежды и т.д.

Файлы